Общие сведения об организации учебного процесса
Общие сведения об организации учебного процесса
Кафедра медицинской биологии и генетики имеет межфакультетский статус и в своей деятельности руководствуется Законом РФ об образовании и нормативными документами МО, ректората и Ученого совета университета.
Целью организации учебного процесса является эффективная реализация трёх принципов обучения студентов-медиков.
Приобретение знаний по основополагающим вопросам биологии. В реализации этого принципа мы придерживаемся высказывания И. В. Давыдовского «Медицина, взятая в плане теории, — это, прежде всего общая биология».
Приобретение практических навыков и умений.
Воспитание способности к самостоятельному мышлению основано на реализации такого методического подхода к изучению любого биологического явления или процесса, который строится по следующему принципу: норма — возможные нарушения — последствия нарушений — возможная коррекция. Даная схема позволяет формировать у студентов основы клинического мышления, стимулирует студентов к самостоятельной работе, к поиску информации и умению пользоваться ей.
Организация учебного процесса на кафедре биологии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основе которых совместно с учебно-методическим управлением разработаны ежегодные рабочие учебные программы (РУП).
На кафедре в настоящее время сотрудниками кафедры созданы и реализуются в повседневной деятельности РУП для следующих специальностей:
Специальность 31.05.01 - лечебное дело (дисциплина – «биология»).
Специальность 31.05.02 - педиатрия (дисциплина – «биология»).
Специальность 32.05.01 - медико-профилактическое дело (дисциплина – «биология, экология»).
Специальность 30.05.01 – медицинская биохимия (дисциплина – «биология»).
Специальность 30.05.02 – медицинская биофизика (дисциплина – «биология, эволюционная биология»).
Специальность 31.05.03 - стоматология (дисциплина – «биология»).
Специальность 33.05.01 - фармация.
a. Дневное отделение (дисциплина - «биология»).
b. Заочное отделение (дисциплина - «биология»).
Специальность 34.03.01 - сестринское дело.
a. Дневное отделение (дисциплина - «медицинская биология»).
Практическая реализация учебной программы осуществляется через 4 основные и 2 дополнительные формы организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов:
Основные:
лекции,
практические занятия,
контрольные работы,
экзамены.
Дополнительные:
самостоятельная работа,
консультации.
Принятая форма лабораторных работ — фронтальная, когда все студенты одновременно выполняют одну и ту же работу. Индивидуализация достигается за счет работы с различными объектами. На некоторых занятиях работа ведется с одним объектом, но при разных условиях, что также позволяет разнообразить эксперимент и приучает студентов к самостоятельности.
Одной из технологий, которая внедрена на нашей кафедре, является модульная технология обучения.
В целях систематического контроля за эффективностью обучения студентов используется несколько видов контроля. В основе контроля положен принцип постоянного, дублирующего контроля, когда усвоенная на определённом уровне тема контролируется несколько раз.
Текущий контроль — поверка экспресс-тест-опросом подготовленности студентов к одному лабораторному занятию.
Модульный контроль — контрольная работа оценки знаний студентов по темам, составляющих учебный модуль.
Экзамен — оценка успешности освоения всего материала рабочей программы по биологии в течении обучения на кафедре.
Для усвоения материала по дисциплине студенты используют информацию, полученную от следующих источников:
Библиотека вуза.
Библиотека кафедры.
Интернет личный и вузовский.